18 июля 1941 года 1 дивизия народного ополчения Ленинского района Москвы была подчинена 34 армии фронта Можайского направления, а с августа до ноября 1941 года - 33 армии Резервного фронта. В память о формировании дивизии на территории Московского горного института установлена стелла.
На дальних подступах к Москве
В первой половине сентября 1941 года в дивизию с проверкой прибыл командующий артиллерией Красной армии генерал-полковник артиллерии Н.Н. Воронов. Он детально ознакомился с организацией обороны, созданной системой огня артиллерии, противотанковой обороной и их увязкой с системой инженерных заграждений местности. Командующий артиллерии побеседовал с каждым командиром орудийного расчета, расспросил бойцов о боевых задачах, которые им поставили командиры. По итогам работы он был доволен тем, как идет обустройство полосы обороны, и состоянием дел в дивизии. Он похвалил ополченцев, которые сумели, несмотря на твердый грунт, создать в инженерном отношении прочную оборону. Командующий на площадке сказал: «Молодцы ополченцы! Хорошо потрудились над созданием оборонительной полосы. Желаю успеха в бою!»
Во второй половине сентября личный состав дивизии, находясь в составе 33-й армии, составлял 2-й эшелон Резервного фронта, уже напрямую начал ощущать приближение фронта. 2 октября 1941 года немецкие войска перешли в наступление. Ударная группировка противника, состоящая из соединений 4-й танковой группы и основных сил 4-й армии в составе 11 пехотных, пяти танковых и двух моторизованных дивизий, создав почти 9-ти кратное превосходство в танках и 7-ми кратное превосходство в артиллерии, прорвала фронт обороны 43-й армии и устремилась вдоль шоссе Рославль - Юханов - Малоярославец. К исходу дня немецкая группировка войск вышла к переднему краю обороны 33-й армии и, обходя ее слева, начала теснить боевые порядки соединений армии в северо-восточном направлении, в районе Вязьмы.
Первыми боевое крещение получили воины 1283-го стрелкового пока, которым командовал майор Н.А. Беззубов. Заняв по приказу командования фронта оборонительный рубеж на реке Десне, в районе населенного пункта Ломакино, полк, взаимодействуя с частями 100-й стрелковой дивизии, на указанном рубеже стоял насмерть. Не имея достаточно сил и средств, чтобы дальше сдерживать натиск противника, полк вынужден был отойти в район северо-западнее Спас-Деменска и выйти на боевые порядки основных сил дивизии. Противник 3 октября захватил населенный пункт Ново-Александровское, 10 км юго-восточнее Спас-Деменска, и продолжил развивать наступление вдоль Варшавского шоссе в общем направлении на Юхнов-Медынь и частью сил на Вязьму.
Значительные силы противника с танками вышли в район Пятницкого, где в боевом охранении находился 1-й стрелковый батальон 1285-го стрелкового полка под командованием капитана Игумнова. Батальон принял неравный бой. Вечером 3 октября капитан Игумнов доложил командованию дивизии: «Прощайте товарищи! Нас давят танки. Давайте огонь на нас!».
В районе населенного пункта Яблоково храбро отражали атаки противника солдаты и офицеры 1281-го стрелкового полка под командованием полковника П.Ф. Берестова. Однако быстрое продвижение танковых группировок противника на восток и северо-восток уже к 4 октября создавало кольцо окружения вокруг войск 24-й, 43-й и 33-й армии Резервного фронта.
В этих условиях поздно вечером 4 октября командир дивизии генерал-майор Л.И. Котельников отдал распоряжение, соблюдая маскировку, оторваться от противника и выходить на Вязьму. Однако выход на Вязьму не получился. В указанном районе уже находились войска противника. К 7 октября противник своими моторизованными корпусами прорвался к Вязьме с севера 56-м корпусом 3-й танковой группы, с юго-востока 46-м и 40-м корпусами 4-й танковой группы. Огромная группировка советских войск в составе 39 дивизий, 9 танковых бригад и 42 артиллерийских полков попала в окружение. Соединение 33-й армии, ведя непрерывные бои с наседавшим противником, прорвали намечавшееся кольцо окружения, потеряв большое количество тяжелого вооружения и автотранспорта, отдельными группами и отрядами выходили на восток к Можайской линии обороны. Для облегчения выхода из окружения было принято решение разделить 60-ю стрелковую дивизию на две самостоятельные колонны.
Нелегким был путь выхода первой колонны. Подразделения 1285-го стрелкового полка вышли из окружения почти все, а из состава 1283-го стрелкового полка всего лишь 200 человек. Еще более тяжелым оказался путь второй колонны. Ополченцы выходили из окружения, ведя тяжелые бои. Разгромив вражеские гарнизоны в населенных пунктах Совино, Михино, станции Угра, колонна в составе 3000 тысяч человек подошла к Юхнову. Оценив сложившуюся обстановку, майор Б.Н. Попов решил не атаковать гарнизон города, а освободить лишь лагерь наших военнопленных. Налет на лагерь военнопленных был осуществлен 16 октября. Из-под Юхнова, изменив маршрут колонна пошла на Боровск. К 20 октября ее подразделения подошли к населенному пункту Митяево, в котором находились до полка немецкой пехоты. Было принято решение - освободить Митяево. В ходе ожесточенного боя немецкий гарнизон в Митяеве был разгромлен, а колонна вышла из окружения в районе Боровска, имея в своем составе 2312 человек. После выхода из окружения подразделения и части дивизии доукомплектовывались около двух недель в районе деревни Тарутино. В журнале боевых действий дивизии за подписями полковника М.А. Зашибалова, полкового комиссара И.Г. Спекторенко и полковника В.А. Калачева от 7 марта 1942 года имеется «Краткая история 60-й стрелковой дивизии», в которой первые бои описываются несколько иначе, чем об этом вспоминали ветераны. В «Краткой боевой характеристике 60-й стрелковой дивизии», подписанной командованием уже 11 августа 1942 года, имеются новые подробности первых боев.
Бои за Серпухов
12 октября 1941 года немецкие войска овладели Калугой - крупным административным центром на пути к Москве и начали стремительно развивать наступление в направлении Калуга - Тарусы - Серпухова. 49-я армия после ожесточенной борьбы за удержание Калуги отходила в восточном и северо-восточном направлениях, ведя сдерживающие оборонительные бои на промежуточных рубежах. На этом направлении наших войск, способных оказать упорное сопротивление врагу, не было. Участок местности в 30-40 км был открытым. В границе неприкрытого участка местности проходили две шоссейные дороги: Обнинск - Кременки - Серпухов и Калуга - Таруса - Серпухов, которые по кратчайшему пути выводили к Серпухову и шоссе Москва - Тула. Этим воспользовалось командование группы «Центр», поставив задачу командованию 4-й армии на выход ее соединений в тылы войск Западного фронта, захват мостов и переправ через реку Ока в районе Серпухова, Каширу с целью содействия 2-й танковой армии Гудериана, которая развивала наступление в обход Тулы с Востока на Мордвес и Каширу. В связи с этим командованию 49-й армии была поставлена задача во что бы то ни стало прочно прикрыть серпуховско оказалась 60-я ополченческая стрелковая дивизия. Поэтому ей и первой была поставлена задача на прикрытие открытого участка местности. Дивизия форсировала маршем на 150 грузовиках и пешим порядком, совершив по бездорожью 80 - 90-километровый марш, к 24 октября вышла в район Тарусы и заняла полосу обороны шириной в 30 км. Таким образом, каждый стрелковый полк получил участок обороны не менее 10 км по фронту.
В период 24 - 25 октября 1941 года немецкие части усилии нажим на правом фланге армии, имея своей задачей прорваться в стыке с 43-й армией. Одновременно части 260-й, 52-й и 31-й пехотных дивизий немцев развернули наступление в район Тарусы и Алексина. Атаки на Алексин были отбиты, однако в районе Тарусы немцы имели успех. 24 октября противник овладел Тарусой и начал наступление на Серпухов. 25 и 26 октября полки дивизии отбивали атаки немецких подразделений. 1285-й стрелковый полк вел напряженные бои за удержание рубежа Нижняя Вязовня - Верхняя Вязовня. В этом бою полк уничтожил до батальона пехоты противника, взял в плен двоих немецких солдат и захватил два батальонных миномета, станковый пулемет и большое количество винтовок, патрон и мин. Потери противника составили не менее 100 человек убитыми и ранеными. О том, насколько важным для всего Западного фронта было удержание рубежа в районе Тарусы, свидетельствует текст переговоров генерала армии Г.К. Жукова с командующим 49-й армией генерал-лейтенантом И.Г. Захаркиным.
Как видим, дивизия, несмотря на большие потери все же держали оборону. Командующий армией понимал, что еще один нажим противника, и дивизия перестанет существовать как боевая техническая единица, так как в строю от штатного боевого состава (11633 человек) осталось менее 20%, т.е не более 2000 человек. 30% измученных и смертельно уставших солдат и командиров из других соединений и частей, которые выходили из окружения и по приказу командира вливались в состав дивизии, не могли существенно изменить ситуацию. Г.К. Жуков понимал, что если не устоят войска 49-й армии, то пути противника на Москву будут открыты.
По приказу командования армии 60-я стрелковая дивизия двумя полками перешла в контрнаступление из района Троицкого с задачей выбить противника из Тарусы. Однако оно не принесло желаемого результата. В этих условиях командующий армией генерал-лейтенант И.Г. Захаркин принял решение ввести в бой доукомплектованную 5-ю гвардейскую дивизию. Дивизия частью сил нанесла удар на Тарусу, а основные силы направились на усиление обороны на серпуховском направлении. К сожалению, Таруса была освобождена только 19 декабря 1941 года подразделениями 19-й стрелковой бригады. 2 ноября 1941 года части 60-й стрелковой дивизии совместно с частями 5-й гвардейской стрелковой дивизии перешли в наступление на участке Воронино, Синятино, Малеево, но в результате сильной контратаки противника отошли на 1-1,5 км от указанного рубежа. 60-я стрелковая дивизия, исчерпав свои наступательные возможности в районе Малеева. Перешла к обороне на рубеже Екатериновка, Боровна.
В боевом донесении от 8 ноября 1941 года кроме описанных боевых действий указываются и недостатки, которые преследуют дивизию в связи с потерями командиров и в рядовом составе « … в процессе боевых действий с 1.11 по 7.11.41 выявилось полное несоответствие командиров 1283 и 1285 сп к организации и управлению частями в современном бою. Части дивизии совершенно не имеет подготовленных командиров батальонов. На должности командиров батальонов временно допущены лейтенанты, не имеющие достаточной подготовки и опыта. Прибывающие пополнение современно не обучено владению винтовкой, не говоря уже об элементарной тактической подготовке. Несмотря на трудности и большие потери в личном составе и технике, оборонительные бои, проводимые 60-й стрелковой дивизией на серпуховском направлении совместно с другими силами, остановило наступление фашистов на этом направлении. А удержание занимаемых оборонительных рубежей оказало влияние на ход и исход оборонительных боев под Тулой и лишило возможности противника перехватить шоссе Москва - Тула и выйти в тыл группировке Западного фронта. Бои же за Малеево продолжились до середины декабря 1941 года.
С началом общего контрнаступления советских войск под Москвой 60-я стрелковая дивизия совместно с соединениями 49-й, 50-й армий и группы генерал-майора П.А. Белова способствовала завершению ликвидации прорыва гитлеровских войск по шоссе Тула - Серпухов, а также срыву их замысла по нанесению удара по Москве с юга. 25 декабря были освобождены населенные пункты Нижняя и Верхняя Вязовня. Высокиничи были освобождены 27 декабря 1941 года. 30 декабря в дивизию прибыла делегация Ленинского района Москвы. Возглавлял делегацию секретарь районного комитета парии Соломон Яковлевич Гуревич. Члены делегации побывали в полках, ведущих боевые действия. Непосредственно в боевых порядках они вручали подарки бойцам, отличившимся в боях за Москву.
По материалам книги В.И. Каримова «Они отстояли Москву. Летопись народного ополчения Москвы»
Изображение (фото): Государственный музей обороны Москвы
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица:
Алексин Тульской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.